История храма

Наверное, мало кто из жителей нашего микрорайона Потылихи знает, что в этом месте в конце 19 – начале 20 вв. существовал православный храм в честь Святой Равноапостольной Марии Магдалины. Причины такого незнания в том, что во-первых, храм был домовый – т.е. примыкал к комплексу других зданий, а во-вторых, существовал храм недолго, всего два-три десятилетия (храм был освящен в 1893 году, а после революции, видимо, скоро был закрыт). Еще одной причиной малой известности храма было, очевидно, и то что храм не был приходским, а был храмом для воспитанников и сотрудников дачи Московского Николаевского Сиротского Института.

Чертеж церкви Марии Магдалины (конец 19 века).

Не только история церкви Марии Магдалины, но и всего районы Потылихи была тесно связана с детскими сиротскими учреждениями Москвы. Не случайно, вплоть до 25 января 1952 года, современные 1-й, 2-й и 3-й Сетуньские проезды носили названия «1-й, 2-й и 3-й переулки Загородного двора Воспитательного дома». Дело в том, что начиная со второй половины 18 века, это место стало относиться к Императорскому Московскому Воспитательному дому.

Воспитательный дом был учрежден Императрицей Екатериной Второй 1 сентября 1763 года. «Сие богоугодное и благочестивое государственное учреждение, предназначенное для сохранения жизни и воспитания в пользу общества в бедности рожденных младенцев, будет навеки под особым Монаршим покровительством и призрением», говорилось в манифесте, изданном Екатериной Второй. Здание, построенное для Воспитательного дома на берегу Москвы-реки, до сих пор является одним из красивейших зданий города – до недавнего времени в этом здании располагалась Военная академия Ракетных войск имени Петра Великого (Устьинский проезд, 9).

Процент смертности, среди приносимых в Воспитательный дом младенцев был очень высок, первое время не хватало кормилиц, поэтому руководство дома занялось вопросами искусственного вскармливания. В 1766 году, руководство Дома закупило стадо лучших холмогорских коров. Для выпаса коров, вблизи устья реки Сетунь Дорогомиловской заставы был арендован заливной Лужницкий. или Красный Луг, что за Москвой-рекой напротив Новодевичьего монастыря. К лугу было прирезано еще соседнее место с садами и землями крестьянского села Троицы-Голенищева. Там был построен скотный двор и устроена молочная ферма для снабжения молоком детей Воспитательного дома. Постепенно, это место становится и местом летнего отдыха воспитанников Дома.

В конце 18 – начале 19 вв. Московский Воспитательный дом входит в число благотворительных учреждений, которыми управляет вдова императора Павла Мария Феодоровна. После смерти императрицы Марии Феодоровны в 1828 году, ее сын, император Николай I распорядился образовать для управления благотворительными и сиротскими заведениями IV отделение собственной Е. И. В. канцелярии — «Ведомство императрицы Марии». Во второй половине 19 века в Ведомство императрицы Марии входило 365 учебных и благотворительных заведений. Загородный двор Воспитательного дома расположенный на Потылихе до революции также принадлежал Ведомству императрицы Марии – в конце 19 – начале 20 вв. в нем располагалась дача Московского Николаевского Сиротского Института – одного из четырех женских институтов Москвы.

Фрагмент карты Москвы 1912 г. В месте расположения Сетуньских проездов на карте надпись «Дача Николаевского инстит.»

В конце 19 века на даче Николаевского Института была построена церковь во имя святой равноапостольной Марии Магдалины – небесной покровительницы императрицы Марии Феодоровны. Об этой церкви есть сведения в известном издании «Сорок Сороков» под редакцией Павла Паламарчука: «…в 19 веке здесь, за Дорогомиловской заставой на берегу Сетуни близ ее устья был загородный двор Воспитательного дома. Дача стояла на правом берегу Сетуни, позже потеряла хозяйственное значение и здесь проводили лето воспитанницы Николаевского сиротского института. Церковь при даче построена купцом Щербаковым, которому это обошлось 11000 рублей. Она была деревянной. Непосредственно примыкала к столовой, строил архитектор Прыжов. Освящена 11 июля 1893 года. Дожила до революции.» Адрес храма звучал тогда так: Московский уезд, ур. Дача Николаевского института (у полустанка Потылиха Окружной ж/д).

Чертеж церкви св. Марии Магдалины конца 19 века. Вид со стороны иконостаса.

Материалы взяты из статей Наталии Комовской, опубликованных в трех номерах Приходского листка церкви Живоначальной Троицы в Троицком-Голенищеве (№2(83) февраль, №3(84) март, №4(85) апрель – 2013 года. См. http://kadilo.info/ezhemesyachnyj-prikhodskoj-listok.html)

 

Фотографии старинного храма св. Марии Магдалины на Потылихе.

Фотографии деревянного храма Марии Магдалины хранятся в Российской Государственной Библиотеке.  Фотографии датированы: «конец XIX — начало XX веков». Размер всех фотографий одинаковый — 23 x 17 см.

1. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии.

 

2. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии.

На первых двух фотографиях мы видим красивые высокие окна с наличниками не только в храме, но и в окружающих домах. Видно много декоративной резьбы на фасадах храма, красивые точеные и резные столбы. В барабан встроены иконы.

Недалеко от алтаря, к северу, располагаются качели, на которых видны три воспитанницы.

В правом нижнем углу фотографии №2 мы видим небольшие ворота, за воротами и вообще в той стороне не видно никаких строений, вдалеке – деревья. Возможно эти ворота вели в сад или на небольшую проселочную дорогу.

Вокруг растут высокие деревья, много берез.

Напротив храма, на другой стороне площадки, расположена большая беседка. Рядом с нею — поляна цветов (розы?).

Во всем — сочетание изысканности и простоты.

3. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. Вид центральной части иконостаса.

На двух следующих фотографиях мы видим иконостас и внутреннее убранство храма. Иконостас выполнен в стиле барокко. На царских вратах вверху – икона Благовещения, снизу, по двое – Евангелисты. Над царскими вратами икона Тайной Вечери.

Основные иконы иконостаса – ростовые. Спаситель и Божия Матерь с Богомладенцем. Справа от Спасителя судя по всему – св. Мария Магдалина. В руках у Марии Магдалины видимо сосуд с миром и пасхальное яйцо. Слева от Богородицы – икона святителя, и, судя по образу, можно сказать безошибочно, что это святитель Николай. Интересно, что делая иконостас в нашем временном храме, мы тоже решили поставить в левую его часть (и также симметрично с иконой Марии Магдалины) – икону святителя Николая!

4. Церковь Марии Магдалины на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. Вид из трапезного зала на иконостас.

На фотографии № 4 в иконостасе видны иконы Архангелов. Слева — скорое всего, архангел Гавриил (и это — северная диаконская дверь, так как видна снизу большая щель). В руках у архангела Гавриила, кажется, изображен цветок. Это лилия — символ радостной вести о рождении Спасителя.

В правой части иконостаса – симметрично архангелу Гавриилу икона другого архангела – Михаила. В правой руке у него меч, одежда его более темная (красная?), и весь образ более мужественный. Скорее всего – это тоже диаконская дверь (южная), хотя щель под нею видна хуже, чем у северной двери.

Дальше от центра иконостаса видны еще иконы. Справа от архангела Михаила виден только маленький край следующей иконы и нельзя определить кто там изображен.

Слева от иконы архангела Гавриила мы видим также ростовую икону. Эта икона сильно засвечена светом из окна и плохо видна, но образ очень похож на образ благоверного князя Александра Невского, да и естественно было бы его видеть в храме, относящемся к ведомству императрицы Марии Феодоровны. Почитание благоверного князя Александра Невского, как великого предка русских царей стало особенно сильным начиная с императора Петра I и продолжалось в царствующем доме и Русской Церкви и в последующем. В XIX веке три русских императора были названы в честь Александра Невского. Во имя святого Александра Невского были освящены сотни церквей и написаны тысячи икон.

Кроме крайней справа иконы иконостаса, не видно и еще две иконы, которые скрыты за центральными двумя столбами. Вернее, эти иконы видны, но на фотографии столовой, с очень большого расстояния и понять кто на них изображен нельзя.

Интересная особенность, связанная с иконостасом – напротив центральных икон иконостаса стоят напольные подсвечники. В наше время это является редкостью, чтобы на солее перед иконостасом ставили такие подсвечники.

По бокам от диаконских дверей видны высокие древки хоругвей. Сами хоругви почти не видны, можно едва различить их нижний край.

По краям иконостаса расположены места для клироса и чтецов, отделенные от храма поясными перегородками. Слева перед клиросом располагается канунный столик с небольшой голгофой на нем.

Солея приподнята относительно пола храма на одну небольшую ступеньку.

В центральной и боковых проемах между центральными колоннами храма мы видим косяки дверей – то есть храм (алтарная часть храма) закрывался. Похоже, что двери сделаны «гармошкой», состоящей из двух частей.

На четвертой фотографии на колонах видны два настенных бра. Если приглядеться, то можно увидеть, что шаровидный стеклянный абажур бра имеет стеклянную трубку вверх – это говорит о том, что бра работали на керосине, то есть были «керосинками».

А вот на паникадиле, скорее всего светильники – обычные лампады. Их видно на фотографии № 3.

5. Столовая на даче Николаевского сиротского института близ слободы Потылиха Московского уезда Московской губернии. К дальнему концу помещения примыкает церковь Марии Магдалины.

На фотографии столовой первое, что удивляет это ее большой размер, простор, широта центрального прохода. Простые лавки для воспитанниц. В торцах столов стоят стулья со спинками, видимо для воспитателей, следящих за порядком во время трапезы. Над столами висят керосиновые лампы. В стороне алтаря под потолком – икона.

 

Надеемся, что в будущем удастся разыскать и другие фотографии старинного храма Марии Магдалины, а также, возможно, и воспоминания о храме кого-то из служителей храма, воспитанниц, воспитателей и сотрудников дачи Николаевского института. Найденные материалы будут использованы для создания музея посвященного истории нашего храма. Также, возможно, какие-то художественные элементы внешнего и внутреннего оформления старинного храма будут использованы в новом храме и в приходских строениях.

Священник Алексей Меркишин.