О Вознесении Господнем и предшествующих ему явлениях Спасителя после Своего Воскресения из мертвых наш новый мультфильм, который соответствует 6-й части «Символа веры».
В течение сорока дней до Вознесения Иисус Христос являлся Своим ученикам «со многими верными доказательствами» (Деян 1, 3). Главное во всех этих явлениях то, что Господь не требует от апостолов слепой веры, а дает каждому возможность удостовериться в истинности Своего Воскресения.
Например, в тот же первый день, по Своем воскресении из мертвых и явлении женам-мироносицам, Господь предстал перед Лукой и Клеопой, которые шли по своим делам в селение Эммаус. Шли они в полном разочаровании от недавних событий: их надежды не оправдались — Иисус оказался не Мессией. Не узнанный ими, Господь, по дороге, «начав от Моисея, из всех пророков изъяснял им сказанное о Нем во всем Писании». Но самое важное в этой встрече то, что Лука и Клеопа узнали Господа только по одному жесту – в преломлении хлеба. Этот жест напомнил им Тайную Вечерю, что и стало для них удостоверением идентичности Христа и уверением в Его Воскресении.
В этот же день, вечером, Спаситель явился десяти Своим ученикам, войдя в дом сквозь запертые двери. Фомы среди них промыслительно не было. Во время этой встречи Господь просит подать Ему еду, чтобы подчеркнуть физическую реальность Своего Воскресения. «И, взяв, ел пред ними» (Лк 24, 42), хотя Его тело уже не нуждалось в пищи.
Через неделю Господь вновь приходит к ученикам сквозь запертые двери, но приходит уже специально для Фомы. Спаситель предлагает Фоме сделать то, что тот поставил условием для своей веры: вложить пальцы в раны от гвоздей и лично удостовериться в подлинности Его Воскресения.
Потом явился Христос некоторым ученикам Своим при Тивериадском море. Всю ночь они забрасывали сети и не поймали ни одной рыбки. Тивериадское море очень прозрачное, поэтому рыбаки знают, что если ночью, когда сети незаметны, рыба не попалась, то утром ловить уже бесполезно. Вот почему апостол Пётр, при первом чудесном улове (Лк 5, 1—11), на предложение Господа «закинуть сеть по правую сторону лодки» запротестовал: «Мы трудились всю ночь и ничего не поймали». В этот же раз, хоть апостолы сразу и не узнали Господа, но что-то у них внутри щелкнуло, и они выполнили всё без колебаний, и даже успели потом рыб пересчитать, «которых было сто пятьдесят три» (Ин 21, 1—14).
Но это явление Господа было обращено в первую очередь к Петру, чтобы восстановить его в апостольском звании. Ведь, после отречения, положение Петра среди апостолов было сомнительным. Когда моя дочка была маленькой, то говорила, что ей больше всех нравится апостол Пётр, потому что он делал «всё сразу»: сразу выхватил меч, сразу заплакал, сразу прыгнул в воду, оставив сети, чтобы скорее доплыть до берега, где ждал его Господь. И этот эпизод на Тивериадском море свидетельствует, что Господь ждёт от нас именно любви к Нему. Христос не укоряет Петра, не требует объяснений, а задает прямой вопрос: «Любишь?», на который может быть только такой же прямой ответ «да» или «нет».
По прошествии сорока дней Господь собрал учеников на Елеонской горе, чтобы они стали свидетелями Его вознесения к Богу Отцу на Небо. Небо, конечно, иное, духовное, на котором Иисус Христос как Бог пребывает всегда, но в день Вознесения Он взошел на него именно как Человек. Поэтому Вознесение Господне является одним из ключевых событий евангельской истории, в честь которого установлен Двунадесятый праздник. В этот день закончилось видимое пребывания Господа на земле, но как поется в кондаке Праздника, что, исполнив весь замысел о нашем спасении и соединив всех живущих на земле с небесными, Господь не оставляет любящих Его: «Аз есмь с вами, и никтоже на вы!»
Жанна Викторовна Селиванова,
директор Воскресной школы