Воспитательный дом во время войны 1812 г. Н. Комовская

1. Портрет И.А. Тутолмина

Отечеству, царю, согражданам любезен, И твердостью своей очаровал врагов.

Во время смутное он сирым был полезен, При жизни он искал несчастным быть отцом,

Младенцев сохранил, бескровным дал покров По смерти — праведник, беседует с Творцом“.

(С портрета И.А.Тутолмина , находившегося в Московском Воспитательном доме.)

 

К 1812 году Императорский Воспитательный дом в Москве представлял из себя огромное хозяйство: в нём жили и учились полторы тысячи детей. Большое подсобное хозяйство — «Загородный двор», находилось рядом с Троицким-Голенищевым. Здесь летом отдыхали воспитанники, и был устроен центр для вакцинации детей от оспы. На полях вокруг Загородного двора росли овощи, и паслись коровы, молоко от которых было так необходимо детям в Воспитательном доме.

Когда началась война 1812 года, и войска Наполеона вошли в Москву, приказа об эвакуации детей из Воспитательного дома так и не было получено . Вся забота о детях, и сотрудниках, остававшихся в здании, легла на плечи Главного смотрителя Воспитательного дома , Ивана Акинфиевича Тутолмина. Он руководил Воспитательным домом с 1799 года, 1812 году ему было 60 лет. Иван Акинфиевич был боевым офицером, участником нескольких военных кампаний.

Когда жители города стали покидать Москву, он смог организовать отправку 700 старших воспитанников и воспитанниц со всеми молодыми учителями и сотрудниками. Делая нелегкий выбор, Тутолмин посчитал. что подростки и молодые люди во время войны подвергаются смертельной опасности. В ситуации огромного дефицита , из Воспитательного дома двинулся огромный обоз из телег, который благополучно добрался до Казани.

В Воспитательном доме оставалось 1 125 человек, среди них 275 грудных детей. Для сохранения жизни этим детям, Тутолмин привел с Загородного двора стадо коров. Он сумел так спрятать 6 коров в здании Воспитательного дома, что они тайно содержались в подвалах в течение всей оккупации французскими войсками, и давали молоко для младенцев. Самих коров кормили соломой из матрацев.

Первый бой в этой войне у Ивана Акинфиевича был с …. пьянством. Так как близлежащие кабаки с запасами вина, были разбиты, то «несознательная часть» служащих натаскала в Воспитательный дом алкоголя. Тутолмин боролся, — «вино лил, а их бил».

Когда армия Наполеона вошла в Москву, Тутолмин выхлопотал Воспитательному дому охрану из 12 жандармов ( в Москве охранялись только 2 объекта : Воспитательный дом и Успенский собор в Кремле.) Но Тутолмину пришлось согласиться с тем, что половину здания займут несколько тысяч (!) раненых французских солдат, которых Тутолмин обязался лечить и кормить.

В Москве начались пожары, и все здания вокруг Воспитательного дома выгорели, сгорела аптека Воспитательного дома с запасом лекарств и инструментов. Тутолмин в огне раскидывал близлежащие заборы и строения, служители из двух помп обливали фасады здания водой, на котором загорались оконные рамы. Здание удалось отстоять от огня.

С Тутолминым искал встречи Наполеон, так как, волей судеб, Иван Акинфиевич Тутолмин оставался в Москве единственным государственным чиновником такого высокого ранга ( чин «действительный тайный советник» соответствовал званию генерал-аншефа и адмирала). В качестве переводчика на встречу с Наполеоном Тутолмин взял великого русского архитектора Дементия Ивановича Жилярди ( Доменико Жилярди).

2. Портрет И.А. Тутолмина

 

Бонапарт обратился к Тутолмину с просьбой: передать Русскому Императору послание с предложением признать поражение Российской Империи в войне и заключить мир. (Так как, весь поход Наполеона на Россию был предпринят для принуждения Императора Александра к миру, — Россия занимала, по мнению Наполеона, слишком независимую позицию.) Наполеон хотел воспользоваться тем, что Тутолмин ежедневно отправлял в Санкт-Петербург донесения Императрице Марии Фёдоровне , в Ведомстве которой находилось управление всеми сиротскими учреждениями, матери Императора Александра 1. Тутолмин отнесся к этому предложению равнодушно, и никакого послания от Наполеона Бонапарта брать не стал.

Когда войска Наполеона ушли из Москвы, Тутолмин перезахоронил 2 тысячи французских солдат, умерших от ран, тела которых продолжали находиться на территории Воспитательного дома.

Вот строки из биографии Ивана Акинфиевича Тутолмина: «К нему со всех сто­рон стекались москвичи-погорельцы, просившие «пристанища и покрова», «приползывали“ раненые из объятых пламенем госпиталей, доставлялись беспомощные старики или бесприютные дети. Тутолмин не только давал им убежище, но, «хотя и бедный, употребил из своих денег не малую сумму на вспомоществование своим нуждающимся собратьям, из христианского сострадания“. Приходилось заботиться о продовольствии многочисленного населения Дома; Тутолмин посылал по деревням искать хлеба, имея при этом и патриотическую цель — «дать известие войскам нашим о всех в Москве происшествиях“; в то же время он находил в себе еще силы заботиться, чтобы питомцы вели нор­мальный образ жизни, «занимались классическим учением, вязанием чулок и рукоделием».

Иван Акинфиевич Тутолмин вёл дневник. В РГАЛИ хранится рукопись : «О бытности французов в Москве, из дневных записок его превосходительства Ивана Акинфиевича Тутолмина, самовидца ужасов, производимых врагами в древней русской столице». Эти воспоминания , единственные в своем роде , уже более 200 лет являются для историков уникальным источником сведений. Из этих записей, среди наиважнейших сведений, мы можем также узнать, что хоть и пропал на полях Загородного двора урожай 1812 года, однако ж , строения его сохранились.

3. Рукопись «О бытности французов в Москве, из дневных записок его превосходительства Ивана Акинфиевича Тутолмина, самовидца ужасов, производимых врагами в древней русской столице».

 

И. А. Тутолмин скончался в 1815 году, погребен в Донском монастыре. На его могиле написано : «Во время неприятельского вторжения в Москву 1812 г., среди пожаров, грабежей и убийств сохранил он человеколюбивое заведение — Воспитательный дом с питомцами и служащими при оном; давал в нем пристанище несчастным жителям столицы и с ними разделял последнюю свою пищу. Сей памятник воздвигли ему супруга его, благодарные подчиненные и те из посторонних, которые в 1812 г. пользовались его попечениями и спасены от гладной и на­сильственной смерти. Муж добродетельный, честный, человеколюбивый, пожертвовавший собой для сирот и соотечественников“.

Могила И.А. Тутолмина

 

Иллюстрации:

1. Портрет И.А. Тутолмина

http://www.rulex.ru/rpg/portraits/27/27564.htm

2. Портрет И.А.Тутолмина.

http://medalirus.ru/upload/portret/tutolmin-ivan-akinfievich.jpg

3 Рукопись «О бытности французов в Москве, из дневных записок его превосходительства Ивана Акинфиевича Тутолмина,

самовидца ужасов, производимых врагами в древней русской столице».

http://www.rgali.ru/object/235250493

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *